Кибербезопасность детей и подростков
Сегодня мы не представляем свою жизнь без компьютера и сети Интернет. В настоящее время ведется множество неоднозначных разговоров о пользе и вреде всемирной сети.
Дети и подростки - активные пользователи интернета, т.к. он предоставляет подрастающему поколению невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Но у любого явления есть свои светлые и темные стороны, и зачастую дети и молодежь в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.
Интернет представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей, поэтому с использованием киберпространства связаны определенные риски.
Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка.
Во избежание несчастных случаев нужно научить ребенка быть осторожным, соблюдать определенные правила, кроме того, необходимо обсуждать с детьми все те вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета.
На нашей встрече мы поговорим о возможных рисках, с которыми могут столкнуться наши дети в интернете.
Риск первый - безопасность личной информации на собственном компьютере, что означает защиту от вирусов, вредоносного ПО и постоянное обновление программного обеспечения.
Это можно сделать путем использования настроек фильтра и параметров фильтрации содержимого, которые доступны во многих программах. Кроме того, велика угроза заражения вредоносным ПО.
Ведь для его распространения и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов: почта, сменные носители информации, скачанные из Интернет файлы.
Чтобы избежать риска потерять личную информацию на компьютере, нужно соблюдать достаточно простые правила безопасности:
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно компьютерные игры.
• Используйте антивирусную программу, которая постоянно обновляет свои базы, и еженедельно проверяйте компьютер на наличие вирусов.
• Создавайте резервные копии важных файлов (например, на отдельном, только для этого и предназначенном винчестере или usb-накопителе).
• Будьте осторожны при загрузке содержимого в Интернет. Помните: после публикации информации во всемирной сети ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
• Будьте внимательны при загрузке контента из Интернета: при малейшем сомнении откажитесь от закачки данных на свой компьютер.
• Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты, от профилей в социальных сетях), но не используйте слишком простые пароли, которые можно легко взломать (даты рождения, номера телефонов и т.п). Никому не сообщайте пароли!
• При пользовании интернетом на чужом устройстве, не сохраняйте пароли и не забывайте выходить из своего аккаунта в социальной сети, в почте и на других сайтах после завершения работы.
• Объясните все эти правила своим детям!
Риск второй - разглашение контактных данных.
В Интернете (чатах, социальных сетях и т.п.) дети могут общаться с другими детьми и заводить новых друзей, что подразумевает обмен определенной личной информацией, по которой можно установить личность ребенка, контактную информацию (полное имя, почтовый адрес и номер телефона), подробности его быта, режима дня и и т.д. Личность человека можно установить, связав различные типы предоставленных данных (например, название школы, спортивной секции, места проживания и т.д.).
Подобная информация может быть использована в преступных целях. Любые отправляемые фотографии или раскрываемые незнакомцу личные сведения могут стать общедоступными в Интернете. Интерактивные дневники могут стать доступными для прочтения широкой общественностью. После публикации в Интернете текста или фотографии их невозможно контролировать. Их можно легко скопировать во множество разных мест, их полное удаление может оказаться невозможным.
Соблюдайте правила безопасности вместе с детьми, обсуждая их необходимость:
• Обговорите с детьми возможные опасные последствия предоставления личной информации и те ситуации, когда рекомендуется скрывать личную информацию (с учетом возраста и психологической уравновешенности каждого ребенка).
• Помните: никогда не следует сообщать пароли никому, даже давним друзьям. Кроме того, пароль необходимо регулярно менять. Научите этому своих детей.
• Интернет является общественным местом. Перед публикацией любой информации или своих фотографий (а также фотографий других людей) следует помнить, что любой человек в мире сможет получить доступ к этой информации.
• Ребенок должен знать, что в любой момент может поговорить с родителями об отрицательном опыте, полученном в Интернете, понимая, что получит поддержку и помощь от взрослых, а не порицание и наказание.
Риск третий - это доступ к нежелательному содержимому.
Это может быть насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие к самоубийствам, отказу от приема пищи, убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое другое.
Все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. Такая информация часто бывает заманчивой и может оказывать сильное психологическое давление на детей и подростков, которые не способны до конца осознать смысл происходящего и отказаться от просмотра и изучения сайтов с подобным содержимым. Влияние подобного рода информации на еще неокрепшую психику детей и подростков непредсказуемо; под впечатлением от таких сайтов дети могут пострадать не только в эмоциональном плане, но также прямой урон может быть нанесен и их физическому здоровью.
Уберечь детей от данной нежелательной информации поможет настройка контентной фильтрации с помощью дополнительных функций антивирусных программ, интернет-браузеров или установки специального программного обеспечения Родительского контроля.
Риск четвертый - контакты с незнакомыми людьми.
С подобными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Skype, MSN и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д.
Примерами таких коммуникационных рисков могут быть: кибербуллинг, груминг, секстинг и др.
Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить.
С появлением киберпространства набирает обороты такое явление, как кибербуллинг, обозначающее запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона и направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время, т.к. это легко осуществимо с технической точки зрения. К тому же, в отличие от реального мира, виртуальность дает возможность анонимности и обеспечивает низкую вероятность наказания. Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент.
Зачастую дети полагают, что если сообщить об этом родителям, это только усугубит ситуацию, что в итоге поддерживает ситуацию запугивания.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, но ему нравится общаться через Интернет, такие риски необходимо обсудить заранее и ему необходимо дать совет относительно действий, которые следует предпринять при причинении беспокойства. Ребенок должен понимать, что в Интернете, как и в реальной жизни, каждый человек имеет право на уважительное отношение, поэтому запрещается клеветать или оскорблять других пользователей. Объясните детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова.
Дети могут не понять, насколько серьезной может стать ситуация, при необходимости анонимных пользователей можно отследить.
Если ваш ребенок все же столкнулся с «негативным собеседником», нужно объяснить, что общение можно прервать, закрыв чат, клиент электронной почты или даже выключив компьютер, покинуть данный ресурс, удалить оттуда свою личную информацию. Ребенок должен понять, что общение с подобными людьми нельзя продолжать (читать и отвечать на оскорбительные сообщения и письма), если злонамеренные сообщения являются нарушением закона (преступлением против личности), то их необходимо сохранить и показать взрослым.
Особенно опасным риском является груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.
Для защиты детей от подобного риска необходимо соблюсти некоторые правила:
• Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с кем ребенок общается в сети. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или людьми старше себя.
• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
• Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, несодержащий никакой личной информации.
• Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
• Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в интернете. Поговорите с ребенком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме.
• Важно, чтобы ребенок был вовлечен в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту, которым он может посвящать свободное время.
Часто подростки шлют друг другу интимные фото, и затем они попадают в социальные сети, что влечет за форму преследования, которая называется секстингом. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, Вам и Вашему ребенку стоит придерживаться четырех простых правил:
1. на фото не должно быть видно вашего лица. Таким образом идентифицировать вас будет просто невозможно.
2. используйте закрытые чаты в мессенджерах и ни в коем случае не используйте для пересылки почту или смс.
3. выбирайте тех, кому вы шлете фото. Присмотритесь к человеку, узнайте не был ли он замешан в буллинге или подобных неприятных историях.
4. сохраняйте подобные фото в запароленных папках, потому что вы можете потерять телефон или кто-то может его взломать. Или просто тут же сами удаляйте фото из корзины навсегда.
Если же вы сами обнаружили материалы, оскорбляющие вас или ваших детей, обратитесь к администратору сайта (модератору чата), чтобы данную информацию удалили. Если же такового не произошло или администратор вам отказал в удалении, то сохраните скриншоты переписки с ним и всех страниц с оскорбительной информацией и обратитесь в полицию.
Риск пятый - неконтролируемые покупки.
Необходимо объяснить ребенку, что любые покупки, совершаемые в Интернете или по мобильному телефону, должны осуществляться взрослым, либо осуществляться с его разрешения. Всегда совместно принимайте решение о том, стоит ли воспользоваться теми или иными услугами, предлагаемыми в интернете.
Не оставляйте в свободном для ребенка доступе банковские карты и платежные данные, воспользовавшись которыми ребенок может самостоятельно совершать покупки.
Риск шестой - интернет-зависимость.
Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн. Выделяют:
• Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по всемирной паутине, поиск информации;
• Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети);
• Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети;
• Киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Практически каждый пятый ребенок в России безуспешно пытается уменьшить проводимое в интернете время, часами блуждает в интернете без особой цели и чувствует себя дискомфортно, когда не имеет к нему доступа. В 10% случаев дети пренебрегают семьей, друзьями или школой, не спят или не едят из-за интернета.
Необходимо обратить внимание на возможные признаки интернет-зависимости у вашего ребенка.
• Прежде всего, оцените, сколько времени ваш ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
• Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
• Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода из интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить: головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
• Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка, его успеваемости и отношениях с другими учениками. Настораживающими факторами являются замкнутость, скрытность, нежелание идти на контакт. Узнайте, нет ли у вашего ребенка навязчивого стремления выйти в интернет с помощью телефона или иных мобильных устройств во время урока.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и т.д.
2. Не запрещайте ребенку пользоваться интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и пр.). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в сети.
3. Ограничьте возможность доступа к интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает Ваш ребенок.
4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий – например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Подводя итог, можно придти к общим рекомендациям, как обезопасить своего ребенка при пользовании Интернетом:
1. Установите компьютер в общей для всей семьи комнате. В этом случае разговор об Интернете и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни. Обсуждение проблем может стать проще, если компьютер находится в общей комнате. Кроме того, Интернетом можно пользоваться вместе.
2. Обсуждайте Интернет.
Проявляйте интерес к действиям ребенка и его друзей как в Интернете, так и в реальной жизни. Расскажите ребенку о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернете, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите с ребенком действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернете.
3. Используйте Интернет вместе.
Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, просмотрите образовательные сайты для помощи в школьных заданиях или найдите информацию об увлечениях детей. Просматривая веб-сайты в Интернете вместе, можно также помочь ребенку оценить значимость найденной информации. Можно добавить любимые сайты в папку «Избранное», чтобы совместно просмотренные ранее веб-сайты можно было открыть одним щелчком мыши.
4. Договаривайтесь с ребенком о способе и времени использования Интернета.
Может оказаться полезным согласовать с ребенком время, которое он проводит за компьютером, а также список веб-сайтов, которые он может посещать. Это необходимо обсудить с детьми и прийти к определенному решению, которое всех устраивает.
5. Установите доверительные отношения с ребенком. Это поможет избежать последствий столкновения ребенка с негативным опытом в Интернете. Положительный эмоциональный контакт ребенка с родителями поможет расположить его к трудному разговору о том, что произошло. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы тоже обеспокоены и хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
|