АУЕ
Преступность молодеет и принимает устойчивый характер. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив устойчивого развития, социального равновесия и благополучия. Основными группами риска являются дети в возрасте от 10 до 18 лет.
Одной из основных причин правонарушений несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых в отношении них, выступает распространение криминальных субкультур в подростковой и молодежной среде, проявивших в сети Интернет и социальных сетях новый виток своей активности.
Криминальная субкультура (как и любая иная субкультура) заменяет собою общепринятые в обществе ценности и деформирует правосознание, создавая привлекательный образ антисоциального образа жизни. Особую опасность ее распространение представляет в среде несовершеннолетних и молодежи.
АУЕ – молодежная субкультура, широко распространившаяся по всей территории страны за последние несколько лет. Расшифровка аббревиатуры дословно означает «Арестантский уклад един».
Основной смысл данного движения: это пропаганда среди несовершеннолетних жизненных ценностей криминальной среды. Основу криминальной субкультуры АУЕ составляют противоречащие гражданскому обществу ценности, традиции, различные идеи объединившихся в группы молодых преступников. Носителями криминальной субкультуры являются представители криминального мира (чаще всего лица, имеющие рецидив преступлений), которые аккумулируют и стремятся передавать устойчивый преступный опыт новым поколениям преступников.
Движение АУЕ, набирающее популярность с 2016 года, во многом отлично от движения 1990-х годов: теперь дело уже не сводится только к «тюремной романтике» и употреблению арестантского жаргона – большая часть примкнувших к субкультуре подростков так или иначе имеет криминальный опыт. Те же из них, кто еще не совершал правонарушений, допускает такие действия в будущем.
Данная субкультура опасна не только фактором криминализации молодежной среды, но и подменой моральных и социально значимых принципов. Например, получение образования и наличие интересов в среде АУЕ не приветствуется, единственным способом приобретения жизненного опыта считается пребывание в тюрьме.
Целями распространения идей АУЕ выступают:
- вовлечение несовершеннолетних и молодежи в совершение преступлений, правонарушений и ведение антисоциального образа жизни; поощрение противоправного (преступного) поведения несовершеннолетних; «воспроизведение» преступности за счет несовершеннолетних и молодежи
- сбор средств для оказания материальной поддержки представителям криминального мира, находящимся в местах лишения свободы (пополнение «общака»);
- использование несовершеннолетних и молодежи для участия в насильственных и незаконных протестных акциях.
Признаки распространения криминальных субкультур:
- публичные призывы к проведению «акций» по сбору средств для осужденных;
- популяризации криминальной субкультуры (в том числе массовых беспорядков, актов вандализма, нападений на сотрудников правоохранительных органов, хулиганских действий);
- возрастающая среди обучающихся образовательной организации популярность криминальной субкультуры (наличие кличек, распространение уголовного жаргона, распространение татуировок, жесткая групповая стратификация (иерархия ролей) и проч.);
- унижение и эксплуатация слабых, и представителей «низшей ступени» своей группы, глумление над ними; немотивированный вандализм; совершение краж и грабежей по мотиву спортивного состязания;
- пропаганда циничного отношения к женщинам и половой распущенности; призывы к совершению преступлений и правонарушений в своей групп». В случае выявления прямых или косвенных признаков распространения АУ» в образовательной организации необходимо оперативно обратиться в органы внутренних дел (полиции), прокуратуры иные правоохранительные органы;
К возможным каналам распространения криминальных субкультур относятся:
- онлайн-распространение - посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;
- офлайн-распространение - через несовершеннолетних и молодежь, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Символика криминальных культур выражается в специфическом сленге, в частности это различные сокращения и аббревиатуры, а так же татуировки.
Примеры аббревиатур:
- АУЕ - «арестантское уголовное единство», «арестантско-уркаганское единство», «арестантский уклад един»;
- ЛХВС - «легавым хер, ворам - свободу»;
- СЛОН - «смерть легавым от ножа», «с малых лет одни несчастья»;
- ЖВСС - «жизнь ворам, сукам смерть»;
- АВОЕ - «арестантское, воровское, общее едино»;
- ТУЗ - «тюрьма уже знакома»;
- КОТ - «коренной обитатель тюрьмы»;
- БОГ - «был осужден государством»;
- ВЕК - «всему есть конец»;
- ВОЖ - «ворам отдышка, легавым - крышка»
Виды татуировок:
1. Сигнально – обособительные татуировки: служат средством обособления их носителей от лиц, принадлежащих к другим общностям; являются опознавательным знаками, указателями принадлежности к определенным криминальным группам; облегчают контакты между их носителями, попавшими в новую обстановку, но незнакомыми между собой.
2. Стратификационно - информационные татуировки призваны фиксировать положение человека на иерархической лестнице в криминальной группе, его особый статус и роль («рог», «блатной», «приблатненный», «пацан», «чушка», «обиженный» и т.п.); предопределять притязания, права и обязанности человека; ориентировать членов группы на выбор стратегии поведения в отношениях с новыми членами.
3. Личностно-установочные татуировки раскрывают биографию личности, демонстрируют ее «паспортные» данные; отражают принципы и установки, которым человек стремился следовать в жизни; выражают его стремление к учебе, труду, коллективу, к групповым нормам морали, своему преступному прошлому.
В таких татуировках также отражается общая нравственно-политическая и социально-правовая ориентация человека, его отношение к социальным нормам, законам, запретам и т.п. К личностно-установочным татуировкам относятся рисунки, символы, аббревиатуры, надписи, в которых содержится угроза в адрес представителей правоохранительных органов и чаще всего против лиц женского пола, заподозренных в неверности. Угроза в чей-либо адрес отображается не только в содержании самого рисунка, надписи, но и в расположении на той или иной части тела определенной последовательности отдельных букв, знаков, точек.
4. Тюремные (воровские) татуировки свидетельствуют о том, что ее носитель уже побывал «за решеткой», знает тюремные (воровские) нормы, «законы», традиции, готов соблюдать их. Они отражают степень «бывалости» осужденного, его криминальный опыт.
5. Профессиональные татуировки с символикой различных профессий используются для отождествления преступной деятельности с героическими и наиболее престижными в обществе профессиями (летчика, моряка, геолога и др.).
Таким образом, татуировка имеет достаточно большое значение для представителей субкультуры преступного мира. Это средство стигматизации, которое рассказывает о прошлом преступника, о его специальности и мировоззрении, желаниях и стремлениях.
Исследования, проведенные органами системы профилактики, показывают, что преступность несовершеннолетних более «чувствительна», чем взрослая преступность, к мерам борьбы с ней
Ключевой профилактической мерой противодействия криминальной субкультуре в образовательной организации, является создание среды, предполагающей активное вовлечении несовершеннолетних и молодежи в культурную, спортивную и общественную жизнь; создание условий для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних и молодежи, в том числе несовершеннолетних с трудностями в социальной адаптации.
Воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение.
Бороться с рецидивной преступностью несовершеннолетних необходимо посредством обеспечения социальной адаптации подростков, возвращающихся из воспитательно-трудовых колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений. Проблема трудоустройства таких людей также остается не решенной.
Огромную роль играют в жизни детей родители. Нельзя забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания, дети хотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права.
Подростковый возраст подразумевает стремительное развитие самостоятельности и независимости, и если не поощрять это развитие, то необходимые качества не сформируются. Поэтому никуда не пускать и не давать общаться ― не выход.
Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам общества, в котором он живет, можно избежать проявление антиобщественного, асоциального поведения. Вопрос правосознания – вопрос серьезный и глубокий, важно, чтобы у подростка был пример для подражания, который обладает необходимыми моральными качествами, но при этом ведет просоциальный образ жизни.
С подростком нужно разговаривать много и честно. Искренне интересоваться его успехами и неудачами, избегать оценочных суждений, особенно в негативной окраске. Если подросток будет чувствовать поддержку со стороны родителей, если он будет знать, что семья – это та самая подушка безопасности между ним и взрослым, тревожным миром, если найдет свой смысл в той среде, которая его окружает изначально, то АУЕ его не заинтересует. Просто не будет необходимости самоутверждения в криминальной среде, и тюремные ценности не займут прочного места в мировоззрении ребенка. Любите своих детей, уважайте их, будьте к ним внимательны — именно ваша любовь сможет уберечь подростка от совершения противоправных действий и вступления в криминальную субкультуру.
|