Молодежные течения деструктивной направленности экстремистского толка (Скулшутинг, Колумбайн)
Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодёжные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние. Выделяются личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности:
- трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
- переживание собственной не успешности;
- трудности само понимания, неадекватная самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- неумение взаимодействовать с окружающими;
- неустойчивость эмоциональной сферы.
Среди деструктивных молодёжных субкультур в последнее время наиболее опасными являются Скулшутинг, Колумбайн и АУЕ.
Скулшутинг – этот термин применяется к массовым убийствам учащихся, которое производится одним учеником или кем-то посторонним, проникшем в школу с оружием. Т.е. насилие с помощью огнестрельного оружия в школьном учреждении.
Колумбайн – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло массовое громкое вооружённое нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс, и к сожалению у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, в которых прочитали в книге или журнале, узнали из интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» быстро набрала обороты и получило немалое количество последователей.
«Синдром Вертера» - научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющие, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.
Что происходит с детьми, почему они берут оружие и идут расстреливать одноклассников? Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находится в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу.
Среди внешних факторов можно выделить:
-отсутствие внимания родителей к ребенку;
- конфликтная обстановка внутри семьи;
- длительное социальное неблагополучие;
- нарушенная коммуникация в школе со сверстниками или педагогами, трудности ребенка в общении со сверстниками;
-буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части,;
-смерть родственников и друзей;
-доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
-интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».
К внутренним факторам следует отнести:
- затяжное депрессивное состояние ребенка;
- незрелость, внушаемость и ведомость ребенка;
-психические отклонения у ребенка.
Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев выше перечисленные факторы оказывали своё влияние пролонгировано, то есть воздействовали на психику ребёнка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно и всей жизни.
На что следует обратить внимание.
1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.
Семейный уклад – базис для любого ребёнка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребёнка, а семейные традиции и правила представляются ребёнку самыми правильными.
Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем.
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как «Скулшутинг». К сожалению, многие родители, опасаясь суждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
2. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В это период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» - ту, в которой будут пониматься переживания и установки подростка. Задача родителей – помочь ребёнку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Травля может быть прямой – когда ребёнка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой.
3. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.
4. Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни.
5. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитные механизм, который срабатывает, что бы защититься от окружающего мира. Стоит заметить что практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!». Такая агрессия может появиться если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблема, а так же из-за игнорирования его сверстниками.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками; учите ребенка общению с людьми вне Интернета; организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций); тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах; не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка; контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения; обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
Именно чувство отверженности собственными родителями может толкнуть подростка на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть.
|