Главная / Районы города / Октябрьский / В сентябре-ноябре 2021 года Октябрьским районным судом г.Пензы с участием прокурора рассмотрено 19 гражданских дел по искам администрации г. Пензы к жителям дома № 35 по улице Ударная в г.Пензе об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения.

В сентябре-ноябре 2021 года Октябрьским районным судом г.Пензы с участием прокурора рассмотрено 19 гражданских дел по искам администрации г. Пензы к жителям дома № 35 по улице Ударная в г.Пензе об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения.

В сентябре-ноябре 2021 года Октябрьским районным судом г.Пензы с участием прокурора рассмотрено 19 гражданских дел по искам администрации г.Пензы к жителям дома № 35 по ул. Ударная в г.Пензе об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения.

Заключением межведомственной комиссии по оценке  муниципального  жилищного  фонда г. Пензы  № 86 от 16.12.2015 г. жилой дом № 35 по ул. Ударная в г. Пензе признан аварийным и подлежащим сносу.

 Жилой дом № 35 по ул. Ударная в  г.Пензе  включен  в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утв. постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 № 561, и региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 - 2025 годах», утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 № 187-пП.

Обращаясь с вышеназванными исками в суд, администрация г. Пензы ссылалась на часть 8.2 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ, введенную в действие Федеральным законом от 27.12.2019г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» и вступившую   в силу с 28.12.2019г., согласно которой ответчик, как приобретший право собственности на названное жилое помещение после признания дома аварийным и подлежащим сносу, имеет право только на денежное возмещение за изымаемое помещение, но не на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014г., в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расширяет объем жилищных прав собственников помещений в таком доме при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ. С указанного времени у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению гражданину, избравшему в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения взамен признанного аварийным, другого жилого помещения в собственность.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

 Право ответчиков по вышеназванным искам на обеспечение их  жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома № 35 по  ул. Ударная в г.Пензе и  включением его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возникло до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, которым статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, в связи с чем данная норма применению к возникшим между сторонами отношениям не подлежит.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения исков администрации г.Пензы об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения тем гражданам, которые избрали в качестве способа обеспечения своих жилищных прав предоставление другого жилого помещения.

Ответчиками по указанным искам были заявлены встречные исковые требования к администрации г.Пензы о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, которые были судом удовлетворены, на администрацию г.Пензы возложена обязанность предоставить таким гражданам в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: г.Пенза, ул. Ударная, д.35.

И.о. главы администрации Октябрьского района

Сорокина
Ольга Викторовна