Фотогалерея


Герои Победы: история Владимира Керханаджева

03 февраля 2016, 17:00

Об участии в исторических событиях читателям портала "Серебряный город" рассказал наш земляк — председатель Пензенского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Владимир Керханаджев.

НЕРЯШЛИВЫЙ ПАУЛЮС

Сталинградская битва глазами нашего земляка

Второго февраля наша страна отмечает День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Это было одно из самых крупных и кровопролитных сражений, переломившее ход Великой Отечественной войны. Двести дней и ночей длилось сражение за Сталинград, в ходе которого была разгромлена армия Паулюса. Свидетелем этого события был наш земляк — председатель Пензенского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Владимир КЕРХАНАДЖЕВ.

Дорога смерти

«Я с детства мечтал стать кадровым военным, — рассказывает Владимир Михайлович. Глядя на этого активного, жизнерадостного человека и не подумаешь, что он перешагнул 90-летний рубеж. – Видимо, сказалось то, что мой отец служил в Красной армии и даже был командиром отделения.

В тот день, когда началась война, мы с одноклассниками отмечали школьный выпускной и поначалу даже не поняли, что произошло. Понимание того, что юношеским мечтам уже не суждено сбыться, пришло позже…

На фронт я попал в 1942 году, когда мне исполнилось 18 лет. Десять суток нас — мальчишек-новобранцев — готовили на сборном пункте, а потом посадили в эшелоны и отправили на Кавказский фронт, под Туапсе. Железной дорогой нас довезли до Сухуми, а до Туапсе мы добирались пешком.

На второй день нашего похода немцы узнали, что к городу направляются молодые бойцы, и начались авианалеты. Над нашими головами кружило по 15 — 20 вражеских самолетов, которые методично сбрасывали дырявые бочки и рельсы. Среди мальчишек началась паника, никто не знал, куда бежать. Погибло почти двести человек!

А потом был путь из Туапсе в Сталинград. Пока добирались туда по железной дороге, на эшелоны четыре раза нападали калмыки, преследовавшие поезд на лошадях. Причем на каждой лошади сидело по два человека: один держал уздечку, а второй, развернувшись лицом к вагонам, стрелял по ним из ручного пулемета. Многие из тех, кто лежал в это время на верхних полках, погибли».

С почестями

Не так давно ведущий одного из федеральных телеканалов, рассказывавший о том, как был взят в плен фельдмаршал Паулюс, сообщил телезрителям, что очевидцев тех событий уже не осталось. Но он ошибся: Владимир Керханаджев — один из тех людей, кому довелось собственными глазами увидеть поражение любимчика Гитлера.

Этим событиям предшествовал ультиматум, который командующий фронтом маршал Рокоссовский предъявил окруженной немецкой группировке генерала Паулюса. Тот доложил Гитлеру, что конец неминуем. Однако фюрер не дал согласия на капитуляцию и, пытаясь поднять боевой дух обреченного соотечественника, присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, обязав его любой ценой взять Сталинград.

«Мне, как саперу, поставили задачу – разминировать подходы к Центральному универмагу на площади Революции. Внешне он напоминал наш пензенский ЦУМ, — перелистывает страницы своей жизни наш собеседник. – И вдруг по улице прокатился какой-то рокот: все засуетились, стали переговариваться, куда-то показывать. Оказалось, что к универмагу подогнали единственную на тот момент советскую машину представительского класса – «Эм-1». Я решил посмотреть, что случилось. И в этот момент из универмага вывели Паулюса.

Знаете, он поразил меня своим неряшливым видом: высокий, худющий, непонятно во что одетый, с потухшим взглядом. Рядом с нашими офицерами и генералами он смотрелся нелепо, я бы даже сказал, жалко. Любимчик Гитлера, автор плана «Барбаросса», казалось, разочаровался сам в себе.

Его посадили в машину, которая вскоре уехала в сопровождении кортежа из нескольких легковых автомобилей и двух бронетранспортеров. Пленных немецких генералов из свиты Паулюса увезли в автобусах».

Помогли корни

Победу Керханаджев встретил на подступах к Кенигсбергу. «Утром намечалось наступление, мы делали проходы, и тут объявили: «Кончилась война!». Что тут началось! Люди стали кричать «Ура!», стрелять в воздух. Даже немцы, услышав наши выстрелы, начали палить — догадались, что война кончилась».

После войны молодой Керханаджев поступил в Ленинградское высшее военно-инженерное училище. Затем двадцать лет прослужил на Дальнем Востоке.

«Мне даже удалось покомандовать в Закавказском военном округе, — рассказывает мой собеседник. — Туда искали командира — не армянина по национальности, но со знанием армянского языка. Я подходил по всем параметрам – в моей родне были и греки, и армяне, но когда спрашивал, для чего нужны такие требования, мне отвечали, мол, потом узнаешь.

И что же я увидел, когда прибыл в округ? Рота, которой мне довелось командовать, на 30% состояла из армян, на 30% из грузин и на 30% из азербайджанцев. И все родственники каких-либо шишек. Русских было всего два человека.

Однажды в строю я услышал, как кто-то из армян назвал русских оккупантами, тут-то я свои карты и раскрыл – высказал все, что думаю.

В 1972 году я подал рапорт на имя главнокомандующего сухопутными войсками маршала Чуйкова. Попросил, чтобы меня перевели поближе к центру России: устал сталкиваться с «национальными особенностями»…

Но когда я приехал в Москву, думал, что моей карьере военного может в любой момент прийти конец. Но после того, как Чуйков узнал, что я служил на Сталинградском фронте, стало понятно, что я еще «повоюю».

Справка «СГ»

КЕРХАНАДЖЕВ Владимир Михайлович

Родился 3 августа 1924 года в городе Алаверди (Армения). В 1941 году окончил алавердскую русскую среднюю школу. 18 сентября 1942 года призван в Красную армию и зачислен рядовым сапером во взвод управления 102-го управления военно-полевого строительства Закавказского фронта. Принимал участие в обороне Кавказа.

С декабря 1942 года воевал на Южном фронте под Сталинградом. Участвовал в подготовке к контрнаступлению под Сталинградом. По завершении Сталинградской битвы в составе 150-го минно-разгородительного отряда участвовал в боях на Курской дуге в составе войск Брянского фронта.

С ноября 1943 года воевал на 2-м Прибалтийском фронте. В декабре был переведен в 24-й отдельный инженерно-саперный батальон 2-го Прибалтийского фронта и в его составе воевал до победы.

В 1949 году по окончании Московского военно-инженерного училища направлен на Дальний Восток. Командовал взводом, ротой, батальоном, полком.

В 1962 году окончил курсы Военно-инженерной академии имени Куйбышева, в 1965 году — Высшие центральные офицерские курсы Гражданской обороны (ГО) СССР. Был начальником инженерной службы танкового полка, мотострелковой дивизии, заместителем начальника штаба ГО Пензенской области. После увольнения в 1976 году из армии в звании полковника работал старшим инженером штаба ГО Пензенской области, председателем добровольного пожарного общества Пензенской области, начальником пожарно-технической выставки отдела пожарной охраны УВД Пензенской области. Председатель совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Железнодорожного района города Пензы, член президиума областного и городского советов ветеранов. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, многими медалями.

Глава администрации

Кувайцев Виктор Николаевич



Социальная сфера