26 июня 2012, 18:06
В один из тихих и теплых августовских вечеров 1883 года жители захолустного уездного городка Городище Пензенской губернии увидели, что на поляну, располагавшуюся за сараями местного воинского начальника, была вынесена из дома лесничего «птица громадных размеров с бумажными крыльями». К величайшему неудовольствию зевак и огорчению автора «махолета», технические неполадки и прошедший дождь помешали провести испытания диковинной машины.
Это был летательный аппарат, над созданием которого с 1881 года трудился городищенский лесничий Апполинарий Осипович Станкевич.
Нам пока не известно, испытывал ли Апполинарий Осипович свой аппарат, но изобретатель много работал над его усовершенствованием — после указанных замечаний на заседании Воздухоплавательного комитета автор неоднократно переделывал машину.
Так в протоколе комитета за 1884 год есть строки: «Рассмотрен Проект аэростата, изобретенного г. Станкевичем. Проект взят автором назад для исправления обнаруженных недостатков в модели».
В начале августа 1899 года жители села Воскресеновка наблюдали, как какой-то мужик летал по воздуху... на велосипеде.
В сентябре этого же года в штаб Московского военного округа пришло письмо от пензенского кустаря-ложечника Никиты Миронова Митрейкина с описанием изобретенного им "воздухоплавательного велосипеда".
Пользуясь инструментом для вырезания ложек, Митрейкин сконструировал из дерева летательный аппарат. В письме он описывался так:"...Колесо было сделано одно в 1 аршин. Вместо кулаков и шестерни были набиты и согнуты гвозди, винтовые крылья были сделаны из планок и покрыты полотном..." Изобретатель описывал и первые полеты, когда его винтокрылой машине удавалось отрываться от земли почти на метр и пролетать 10-12 метров. Для борьбы с крутящимся моментом Митрейкин применил на своем педальном вертолете дополнительные плоскости, как это делается ныне на некоторых современных машинах. Аппарат Митрейкина, по воле изобретателя, мог в воздухе изменять и направление полета.
Никита Митрейкин предложил Военному министерству использовать его велосипед-вертолет для быстрой эвакуации раненых с перепаханного снарядами поля боя, учитывая, что его аппарат мог как объезжать, так и перелетать неожиданные препятствия. Однако военные отнеслись к изобретению Митрейкина крайне скептически. Воздухоплавательный отдел Военного министерства счел, что самое подходящее место для мускульного вертолета Митрейкина - в Музее Учебного воздухоплавательного парка.
Первый аэропорт в Пензе создан в июле 1934 года на месте сегодняшней улицы Стрельбищенской. Через Пензу шли транзитом в Азию самолеты У-2, П-5, ПР-5 и т.д. Аэродром работал в светлое время суток. В основном осуществлялись перевозки почты. груза, матриц центральных газет, изредка – авиапассажиров. В 1940 году открылось воздушное сообщение между Пензой и районами области.
Роль аэропорта возросла во время Великой отечественной войны. Начиная с 1941 года здесь стали садиться перегоняемые на фронт советские истребители ЛА-5, ЛА-7, ЯК-3 и др. С Дальнего Востока и Кольского полуострова по ленд-лизу шли «Харрикейны» и «Спитрайры» (Англия), «Эйркобры» и «Киттихауки» (США). После войны в аэропорту появились собственные самолеты ПО-2. Они выполняли санитарные рейсы по области, почтовые и грузовые перевозки, авиахимработы, начались регулярные пассажирские авиаперевозки.
В феврале 1963 года сдано в эксплуатацию нынешнее здание аэровокзала. В процессе реконструкции аэропорта 1971-72 гг были построены бетонные взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки. перрон, обновлено связное, радиолокационное и навигационное оборудование, установлено светосигнальное оборудование, система захода на посадку в сложных метеоусловиях. Аэропорт стал обслуживать самолеты АН-24, ЯК-40, ТУ-134, АН-10. Регулярное сообщение было налажено с 61 населенным пунктом СССР (не считая местных авиалиний).
В конце 90-х годов из-за долгов авиапредприятие прошло процедуру банкротства. В 2002 году Губернатором области Бочкаревым В.К. принимается решение о реанимации аэропорта, тем самым аэропорт получает право на вторую жизнь. С 2003 года стали выполняться регулярные рейсы в Москву, С. Петербург, Сочи, Саратов.
Аэропорт г. Пензы был включен в перечень наиболее важных аэропортов России, объекты которого подлежали вводу в эксплуатацию в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России 2002 – 2010 г.г.».
С 2006 г. по 2010 г. проведена реконструкция аэропорта, строительство нового аэровокзального комплекса, грузового терминала, гостиничного комплекса.
Аэропорт используется как транзитный для внутрироссийской перевозки пассажиров, так и запасной аэродром для аэропортов Московского аэроузла и аэропортов Поволжья.