Фотогалерея


Первый аэропорт в Пензе создан в июле 1934 года

26 июня 2012, 18:06

В один из тихих и теплых августовских вечеров 1883 года жители захолустного уездного городка Городище Пензенской губернии увидели, что на поляну, располагавшуюся за сараями местного воинского начальника, была вынесена из дома лесничего «птица громадных размеров с бумажными крыльями». К величайшему неудовольствию зевак и огорчению автора «махолета», технические неполадки и прошедший дождь помешали провести испытания диковинной машины.

Это был летательный аппарат, над созданием которого с 1881 года трудился городищенский лесничий Апполинарий Осипович Станкевич.

Нам пока не известно, испытывал ли Апполинарий Осипович свой аппарат, но изобретатель много работал над его усовершенствованием — после указанных замечаний на заседании Воздухоплавательного комитета автор неоднократно переделывал машину.

Так в протоколе комитета за 1884 год есть строки: «Рассмотрен Проект аэростата, изобретенного г. Станкевичем. Проект взят автором назад для исправления обнаруженных недостатков в модели».

В начале августа 1899 года жители села Воскресеновка наблюдали, как какой-то мужик летал по воздуху... на велосипеде.

В сентябре этого же года в штаб Московского военного округа пришло письмо от пензенского кустаря-ложечника Никиты Миронова Митрейкина с описанием изобретенного им "воздухоплавательного велосипеда".

Пользуясь инструментом для вырезания ложек, Митрейкин сконструировал из дерева летательный аппарат. В письме он описывался так:"...Колесо было сделано одно в 1 аршин. Вместо кулаков и шестерни были набиты и согнуты гвозди, винтовые крылья были сделаны из планок и покрыты полотном..." Изобретатель описывал и первые полеты, когда его винтокрылой машине удавалось отрываться от земли почти на метр и пролетать 10-12 метров. Для борьбы с крутящимся моментом Митрейкин применил на своем педальном вертолете дополнительные плоскости, как это делается ныне на некоторых современных машинах. Аппарат Митрейкина, по воле изобретателя, мог в воздухе изменять и направление полета.

Никита Митрейкин предложил Военному министерству использовать его велосипед-вертолет для быстрой эвакуации раненых с перепаханного снарядами поля боя, учитывая, что его аппарат мог как объезжать, так и перелетать неожиданные препятствия. Однако военные отнеслись к изобретению Митрейкина крайне скептически. Воздухоплавательный отдел Военного министерства счел, что самое подходящее место для мускульного вертолета Митрейкина - в Музее Учебного воздухоплавательного парка.

Первый аэропорт в  Пензе  создан  в  июле  1934 года на месте сегодняшней улицы Стрельбищенской.  Через  Пензу  шли  транзитом  в  Азию самолеты  У-2,  П-5, ПР-5  и  т.д.  Аэродром  работал  в  светлое  время  суток.  В  основном  осуществлялись  перевозки  почты. груза,  матриц  центральных  газет,  изредка – авиапассажиров. В 1940 году  открылось  воздушное  сообщение  между Пензой  и  районами  области.

Роль  аэропорта  возросла  во  время  Великой  отечественной  войны. Начиная  с  1941 года  здесь  стали  садиться  перегоняемые  на  фронт  советские  истребители  ЛА-5, ЛА-7, ЯК-3 и др. С  Дальнего Востока  и  Кольского  полуострова  по  ленд-лизу  шли  «Харрикейны»  и  «Спитрайры» (Англия),  «Эйркобры»  и  «Киттихауки»  (США). После  войны  в аэропорту  появились  собственные  самолеты  ПО-2.  Они  выполняли  санитарные  рейсы  по  области,  почтовые  и  грузовые  перевозки,  авиахимработы,  начались  регулярные  пассажирские  авиаперевозки.

В  феврале  1963 года  сдано  в  эксплуатацию  нынешнее  здание  аэровокзала. В  процессе  реконструкции  аэропорта  1971-72 гг  были  построены  бетонные  взлетно-посадочная  полоса,  рулежные  дорожки.  перрон,  обновлено   связное,  радиолокационное    и  навигационное  оборудование,  установлено  светосигнальное  оборудование,  система  захода  на  посадку  в  сложных  метеоусловиях.  Аэропорт  стал  обслуживать  самолеты  АН-24,  ЯК-40,  ТУ-134,  АН-10. Регулярное  сообщение  было  налажено  с  61 населенным пунктом  СССР  (не  считая местных  авиалиний).

В  конце  90-х годов  из-за  долгов  авиапредприятие  прошло  процедуру  банкротства.  В  2002 году  Губернатором  области  Бочкаревым  В.К. принимается  решение  о  реанимации  аэропорта,  тем  самым  аэропорт  получает  право  на  вторую  жизнь.  С  2003 года  стали  выполняться  регулярные  рейсы  в  Москву,  С. Петербург,  Сочи,  Саратов.

Аэропорт  г. Пензы был включен в  перечень  наиболее  важных  аэропортов  России,  объекты  которого  подлежали  вводу  в  эксплуатацию  в  соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы  России 2002 – 2010 г.г.». 

С   2006 г. по 2010 г.  проведена  реконструкция  аэропорта,  строительство  нового  аэровокзального  комплекса,  грузового  терминала,  гостиничного  комплекса.

Аэропорт используется как транзитный для внутрироссийской перевозки пассажиров, так и запасной аэродром для аэропортов Московского аэроузла и аэропортов Поволжья.

 

Глава администрации

Кувайцев Виктор Николаевич



Социальная сфера