15 августа 2012, 10:56
Продолжаем рассказ про утраченные и сохранившиеся церкви и храмы города Пензы.
Перевод монастыря за город не отразился на Казанской церкви, которая так и осталась на Песках. Через 20 лет после ее постройки в 1705 году она сгорела, и в 1728 году было велено на том же самом месте вновь построить деревянную Казанскую церковь с приделом во имя святого великомученика Иоанна Воина. В 1750-х годах была сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1866 году трапезную распространили в правую сторону, а престол во имя Илии Пророка с левой ее стороны перенесли в нижний этаж колокольни, где он был освящен 29 октября 1867 года. В ходе этих работ была убрана главная поддерживающая арка, что повлекло за собой появление в стенах храма трещин. Поэтому, когда в 1893 году Казанскую церковь снова стали перестраивать, арку восстановили.
При этом трапезную расширили в левую сторону, но без алтаря, с глухой стеною. Сделанная пристройка, по сути, стала играть роль контрфорса. Кроме того, она придала церкви симметрию и позволила увеличить ее вместимость на 200 человек. После перестройки престол в колокольне упразднили и, таким образом, в церкви осталось два престола: в настоящей – во имя Казанской иконы Божией Матери, в трапезной – во имя св. вмч. Иоанна Воина.
Так и простояла Казанская церковь до 1931 года, пока не начались гонения на церковь.
В 1836 году на новом кладбище, открытом вместо погоста, существовавшего у Боголюбской церкви, была построена каменная церковь во имя святых жен мироносиц. 21 ноября 1899 года церковь сгорела и вместо нее в 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А. Г. Старжинского. Главный его престол – в память Успения Божией Матери – был освящен 1 мая; левый, в честь наследника российского престола Алексея Николаевича, – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, – 15 мая и правый – во имя святых жен мироносиц – 19 июня 1905 года. Однако, по привычке, храм продолжали часто называть Мироносицким. Построен храм на средства горожан.
В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор.
В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский). В советское время лишь Успенский собор и Митрофановская церковь были действующими. В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу.
Церковь во имя святителя и чудотворца Митрофана Воронежского с отдельно стоящей колокольней была заложена по инициативе протоиерея Введенской церкви г. Пензы Антония Петровича Инсарского на кладбище близ пригородной деревни Тимаковки летом 1834 года, а освящена 22 октября 1836 года.
Однако самостоятельного причта (церковнослужителей) в нее положено не было, и ее сделали приписной к Введенской церкви. Служба в храме совершалась редко, не более 10 раз в году, поэтому он стал приходить в ветхость, и его решено было упразднить. Но в 1883 году местный купец Пособцев, похоронивший на Митрофановском кладбище своего приказчика, решил отремонтировать церковь, после чего в нее был назначен собственный причт. В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви. В результате вместимость храма увеличивалась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор купец Епифанов.
Здесь находится главная святыня города – чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная сюда из разрушенного Спасского собора. Казанская икона Божьей Матери писана древним, греческим письмом на липовой доске (старорус. – доске – прим.), размерами в вышину 21,5 вершок, в ширину 16 вершков и украшена серебряною позлащенную ризою с венцом, осыпанными стразами (поддельными, хрустальными алмазами – прим.), а под ним на плате пятью звездами, в которых 42 мелких бриллианта. В настоящее время икона отреставрирована и без оклада.
Из строельной книги города Пензы, хранящейся в пензенском уездном архиве видно, что эта Икона принесена в дар блаженной памяти царем Алексеем Михайловичем, пожаловавшим ее в 1666 году из своих царских чертогов в честь основания этого, в то время пограничного, новопоселенного города.
Старожилы пензенские сохраняли предание, что для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей г.. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь. Усердие христиан, оказанное при встрече иконы, не могло не пробудить в местных жителях особенной веры и благоговения к ней, как к дару и благословению благочестивого царя, по свойственному христианам чувству особенного почитания к каждой иконе, полученной на благословение.
В соборной библиотеке хранится древняя рукопись, в которой обстоятельно изложено сказание о трех чудесах, бывших от сей Св. Иконы Богоматери.
Одно из них: до времен императора Петра Великого порубежный город Пенза претерпевал частые набеги и опустошения от кочевавших в степях астраханских и саратовских нагайцев, которых, от главного кочевья их на Кубани, местные жители назвали кубанцами. В устах старожилов еще сохранилось название Кубанского погрома. Это было самое большое нашествие кубанцев на провинциальный в то время город Пензу и на окружные его города и пригороды с селами, совершенный ими в 1717 году. Кубанцы беспощадно предавали огню целые селения, а жителей или умерщвляли, или со скотом и другим имуществом уводили в плен. Опустошивши окрестные пригороды Рамзай и Мокшан, они в больших силах подступили и под город Пензу. Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на День уменьшались. Пензенская сила ослабевала.Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу. Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых. И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду. Побораемые невидимою силою, они устремились от Города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого, и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали. Так крепким заступлением Царицы Небесной спасен был город, а вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери между жителями умножилась и распространилась.
Богоявленская церковь, известная еще в народе как «Новый Спаситель», начала строиться в 1874 году в связи с закрытием из-за ветхости Воскресенской церкви («Старого Спасителя»), которой после проведения рядом с ней железной дороги угрожало дальнейшее разрушение. Проект церкви, разработанный младшим инженером строительного отделения Пензенского губернского правления А. С. Федотовым, был утвержден 16 июля 1873 года, а 18 августа следующего года состоялась закладка храма, на который пошла и часть кирпича из разобранной трапезной и колокольни Воскресенской церкви.
Сооружение Богоявленской церкви производилось главным образом на 20 тысяч рублей, пожертвованных бывшим тамбовским губернским предводителем дворянства, одним из инициаторов строительства прошедшей через Пензу Моршанско-Сызранской железной дороги, тайным советником Сергеем Дмитриевичем Башмаковым, чье имя увековечено в названии станции «Башмаково». 30 декабря 1884 года церковь была освящена.
Возведение колокольни началось в 1888 году, но, сложенная до высоты 40 метров, она 11 сентября 1891 года обрушилась, и вместо нее была сделана временная деревянная звонница. Таким образом, Богоявленская церковь замыкала перспективу улицы Московской, где на ее нагорной части стоял Спасский собор, а заканчивалась коротенькой улицей Селиверстовской с Богоявленской церквью, обращенной к ней, правда не входом, а алтарем.
В 1923 году Богоявленскую церковь передали железнодорожникам, которые переоборудовали ее под клуб, открывшийся в 1926 году и получивший впоследствии название Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского. 24 марта 1929 года в нем выступал нарком просвещения А. В. Луначарский, приветствовавший превращение церкви в рабочий клуб.
В современном центре города Пензы, напротив мясного пассажа, на территории бывшей Базарной площади стояла одна из самых красивых пензенских церквей – церковь Св. Петра и Павла.
Петропавловская церковь была построена в 1797 году на средства пензенского бургомистра купца 1-й гильдии Михаила Петровича Очкина. Эта церковь была одной из самых богатых пензенских церквей, поскольку ее прихожанами являлись многие известные купеческие семьи. При церкви существовал лучший в Пензе церковный хор под управлением Алексея Васильевича Касторского. Украшение и ремонт храма осуществлялся за счет добровольных пожертвований его прихожан, в числе которых состояло большинство известных пензенских купеческих фамилий.
Эта церковь прославилась среди других приходских храмов Пензы тем, что в ней 31 августа 1824 года слушал Божественную литургию император Александр I. Петропавловская церковь была обнесена железной оградой, по углам которой со стороны улицы Московской находились две часовни.
Два других угла ограды занимали флигели, предназначенные для размещения церковной библиотеки, певческой, приходской богадельни, просфорни и сторожей. Однако, как и подавляющее большинство церквей, в 30-е годы XX века церковь закрыли и передали «Союзхлебу» под зернохранилище, а впоследствии сломали. В середине XX века на ее фундаменте был построен жилой дом № 86, перед которым был установлен памятник «Покаяние».
Крест на месте будущего Петропавловского храма (ул. Рахманинова, 53) заложил архиепископ Серафим ровно 15 лет назад - летом 1997 года. 2 октября 1999 года стройку посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии. Храм еще предстоит оштукатурить снаружи, расписать внутри, построить рядом воскресную школу. Тем не менее, основной этап строительства в настоящее время завершен. Храм возводится на деньги прихожан.